Завершен первый замер контрольных показателей импортозамещения

Опубликовано: 11:30 / 28.12.2015
Центр мониторинга НТР провел первый этап общественного контроля реализации планов импортозамещения в рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения». На основании полученных данных прогнозируется дальнейший рост цен и снижение доступности социально значимых товаров.

Мониторинг проводился силами общественных активистов в супермаркетах и аптеках в населенных пунктах в 30 субъектах Российской Федерации. Активисты фиксировали уровень разнообразия, стоимость и происхождение социально значимых товаров, оценивали потребительскую привлекательность.

Регистрация состояния контрольных показателей осуществляется на товары, приобретаемые населением для непроизводственного потребления по трем основным группам: продукты питания (картофель, морковь, томаты, яблоки, рыба), непродовольственные товары (моющие средства) и лекарственные средства.

Разнообразие картофеля характеризуется следующим образом: среднее количество видов картофеля в одном магазине – 2,5, максимальное количество – 14. Разница между максимальной и минимальной ценой весьма значительна: максимальная цена - 105 руб./кг, минимальная – 4 руб./кг, средняя – 30 руб./кг. Отечественный картофель в среднем в 2 раза дешевле, чем импортный. Доля импортного картофеля на незначительна – 3%. Но с учетом того, что у 31% продукции не удалось установить производителя, доля импортного картофеля может быть иной. К странам-импортерам картофеля относится как минимум 12 стран. Отечественный картофель производит как минимум 46 регионов (субъектов РФ). Отечественный картофель уступает по потребительской привлекательности импортным аналогам.

Среднее количество видов моркови в одном магазине – 1,7, максимальное количество – 6. Максимальная цена на морковь – 250 руб./кг (Южная Корея), минимальная – 5 руб./кг (Беларусь), средняя – 41 руб./кг. Отечественная морковь в среднем более чем в 2 раза дешевле, чем импортная. Доля импортной моркови, представленной в магазинах РФ – 11%. Но с учетом того, что у 32% продукции не удалось установить производителя, доля импортной моркови может быть иной. К странам-импортерам картофеля относится как минимум 10 стран. Не менее 33 регионов РФ являются производителями моркови. Оценка потребительской привлекательности отечественной моркови ниже, чем у импортной.

Среднее количество видов томатов в одном магазине – 2,5, максимальное – 22 (СЗФО, Санкт-Петербург, магазин «Окей»). Максимальная цена – 900 руб./кг (импорт, страна не указана), минимальная – 17 руб./кг (импорт), средняя – 231 руб./кг. Отечественные томаты в среднем стоят столько же, сколько импортные. Доля представленности импортных томатов – 3%. Но с учетом того, что у 31% продукции не удалось установить производителя, доля импортных томатов может быть иной. Как минимум 20 стран импортируют томаты в РФ. Не менее 20 российских регионов являются производителями томатов. Отечественные томаты - единственный продукт питания среди исследуемых, оценка привлекательности которой выше чему у импортных аналогов.

Среднее количество видов рыбы в одном магазине – 5,1, максимальное количество – 35 видов (ПФО, Саратовская область, г. Энгельс, магазин «Лента»). Максимальная цена – 975 руб./кг (отечественное производство), минимальная – 33 руб./кг (отечественное производство), средняя – 237 руб./кг. Отечественная рыба в среднем стоит дешевле, чем импортная. Доля представленности различных видов импортной рыбы – 5%. Но с учетом того, что у 31% продукции не удалось установить производителя, доля импортной рыбы может быть иной. Как минимум 21 страна импортирует рыбу в РФ. Не менее 39 российских регионов являются производителями рыбы. Привлекательность отечественной и импортной рыбы оценена в среднем одинаково.

Среднее количество видов яблок в одном магазине – 3,8, максимальное – 17 (СФО, Красноярский край, г. Минусинск, магазин «Командор»). Максимальная цена на яблоки – 320 руб./кг, минимальная – 34 руб./кг (отечественное производство), средняя – 91 руб./кг. Доля видов импортных яблок, среди представленных в магазинах РФ – 32%. Но с учетом того, что у 39% продукции не удалось установить производителя, доля импортных яблок может быть иной. Как минимум 30 стран импортируют яблоки в РФ. Не менее 20 российских регионов являются производителями яблок. По потребительской привлекательности отечественные яблоки уступают аналогичной импортной продукции.

Максимальная доля представленности в магазина (39%) принадлежит моющему средству BI-MAX, которое можно отнести к категории «дорогих» среди исследуемых, вторая позиция у моющего средства «БИОЛАН» (29%) – категория «дешевых». Максимальная цена на моющие средства – 194 руб./400гр., минимальная – 30 руб./400гр., средняя – 65 руб./400гр.

 

В 46% аптек представлено 3 или 4 из 6 исследуемых видов лекарственных средств. Только в 5% аптек представлено все 6 видов. Максимальная доля представленности в аптеках (35%) принадлежит лекарственному средству «Вольтарен», вторая позиция у лекарственного средства «Быструмгель» (32%). Оба средства принадлежат к категории «дорогих». Максимальная цена на лекарственные средства – 623 руб. («Вольтарен»), минимальная – 12 руб. («Диклофенак»), средняя – 152 руб. Из исследуемых лекарственных средств в большей степени в аптеках РФ представлены отечественные лекарственные средства – 55%.

На основании данных, полученных в результате первого этапа настоящего исследования, а также с учетом мнений экспертов, отраженных в открытых источниках, можно сделать несколько выводов о прогнозе динамики контрольных показателей.

1. Ассортимент продуктов питания, представленный в магазинах Российской Федерации будет меняться в результате дальнейшей поддержки отечественных производителей и применения продуктового эмбарго.

2. Цены на продукты питания в первом полугодии 2016 года с большой долей вероятности вырастут, что приведет к снижению доступности.

3. Также очевиден рост цен на лекарственные средства российского и зарубежного производства (не менее 15% за 2016 год). Возможно сокращение объемов дешевых лекарственных средств.

4. Доля импортных моющих средств на российском рынке будет оставаться весьма значительной.

5. Цены на моющие средства продолжат рост (около 15% за год), однако он будет, вероятно, не таким резким как в первой половине 2015 года.

Проект «Гражданский календарь импортозамещения» нацелен на проведение общественного контроля замещения зарубежной продукции социально значимых категорий. В течение года общественные активисты соберут оперативную информацию о наличии на полках аптек и магазинов лекарств, продуктов и товаров народного потребления, зафиксируют стоимость и национальную принадлежность производителя. Полученные данные будут обсуждены в ходе восьми общественных слушаний во всех федеральных округах России. По завершению проекта в июне 2016 года на общероссийском форуме в Москве Центр мониторинга НТР представит общественный доклад о состоянии, проблемах и перспективах производства и потребления отечественных товаров.

Архив

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь