Календарь событий

Июнь 2017
ВС ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Архив

Эксперты Центра мониторинга НТР представили предложения по развитию системы предпринимательского образования

Опубликовано: 15:00 / 23.05.2017
Эксперты Центра мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития и Фонда развития интернет-инициатив провели заседание по обмену региональным опытом организации предпринимательского образования. На основе существующих практик руководители региональных программ поддержки технологических проектов представили предложения по подготовке высокотехнологичных предпринимателей в условиях перехода к цифровой экономике.

Экспертное заседание «Региональная экосистема предпринимательского образования. Успешные примеры» состоялось в рамках Второго всероссийского форума «Молодежное интернет-предпринимательство», организованного Фондом развития интернет-инициатив при поддержке Центра мониторинга НТР.

Встреча прошла на фоне подготовки правительством России программы «Цифровая экономика». Актуальный проект программы, разработанный Минкомсвязи России, не предусматривает системных мер по созданию условий для подготовки высокотехнологичных предпринимателей в области цифровой экономики. В связи с этим эксперты Центра мониторинга НТР и Фонда развития интернет-инициатив решили обсудить совместно с региональными преподавателями и представителями институтов развития оптимальные варианты обучения молодежи основам ведения предпринимательской деятельности в цифровой экономике.

«Ключевым вопросом в условиях перехода к цифровой экономике является развитие человеческого капитала, обладающего необходимыми качествами и компетенциями для создания и продвижения инноваций. По мнению экспертов, одним из способов развития человеческого капитала в России должна стать система предпринимательского образования, в том числе, с использованием специализированных онлайн-курсов, которая позволит превращать исследовательские начинания в успешные коммерческие продукты», — подчеркнула руководитель Центра мониторинга НТР Анна Заборенко.

На экспертном заседании 180 руководителей образовательных проектов обсудили ключевые принципы обучения предпринимательским навыкам на примере опыта Санкт-Петербурга, Самарской области, Республики Татарстана, Нижегородской области и Томской области в сфере поддержки предпринимательской активности студентов и начинающих инноваторов.

Участники дискуссии отметили, что за последние семь лет в России на федеральном и региональном уровнях были созданы все условия, которые требуются для реализации предпринимательских инициатив. Единственное, чего не хватает молодежи, — профессиональных знаний для создания и управления собственным бизнесом. При этом, существующие методы подготовки студентов в вузах не только не содействуют их приобретению, а, напротив, становятся серьезным барьером на пути появления предпринимателей.

«Исследования среди студентов показали, что 47,2% первокурсников хотят по окончании института стать предпринимателями, тогда как только 3,2% выпускников действительно ими становятся. К сожалению, в большинстве случаев система образования убивает всякую предпринимательскую инициативу среди учащихся», — заявил заведующий Центром предпринимательства при НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Эдуард Фияксель.

Эксперты отметили, что региональные вузы не могут создать непрерывный поток высокотехнологичных проектов, потому что не ставят такой цели, как обучение студентов предпринимательским навыкам. Поэтому специализированные центры и фонды занимаются не только поддержкой и сопровождением проектных команд, а вынуждены брать на себя просветительские и образовательные функции. Другой ключевой проблемой, которая препятствует развитию предпринимательства, является нежелание крупных корпораций потреблять продукты и услуги, предлагаемые стартапами.

«Чтобы преодолеть эти барьеры, необходимо вовлекать уже состоявшихся бизнесменов и руководителей компаний в образовательный процесс. С одной стороны, они выступают в качестве наставников и делятся своим бесценным опытом. С другой — открывают доступ к своим деловым контактам, выступают поручителями при проведении переговоров и снижают инвестиционные риски», — отметил руководитель проекта YellowRockets Сергей Богданов из Самарской области.

В связи с этим эксперты предложили обратиться к практике организации на базе региональных вузов профильных кафедр и лабораторий инженерного предпринимательства и венчурного менеджмента. Такие подразделения должны создаваться в тесном сотрудничестве с центрами поддержки предпринимательской активности, которые смогут предоставить университетам методологию и тренеров. Это позволит обеспечить передачу уникальных знаний и навыков в рамках подготовки дипломированных бакалавров и магистров, формирование междисциплинарных команд и выстраивание устойчивых связей между всеми субъектами экосистемы.

«Сегодня в регионах сформированы и успешно действуют различные модели поддержки предпринимательской активности студентов в сфере создания цифровых ресурсов и активов. При этом, такие инициативы реализуются на территории не только крупных индустриальных центров, а практически в каждом из российских субъектов. Мы считаем, что именно на основе таких практик и следует разработать комплекс предложений по системной подготовке высокотехнологичных предпринимателей для успешного перехода к цифровой экономике», — отметила эксперт Центра мониторинга НТР, доцент Высшей школы экономики Маргарита Зобнина, которая выступила модератором встречи.