На инвестиционном форуме в Сочи Кирилл Варламов рассказал о роли «регуляторных песочниц» и «замкнутого рынка» в цифровой экономике России

Опубликовано: 16:24 / 16.02.2018
На инвестиционном форуме в Сочи Кирилл Варламов рассказал о роли «регуляторных песочниц» и «замкнутого рынка» в цифровой экономике России
Вопросы цифровизации и цифровой экономики стали одной из важных тем Российского инвестиционного форума в Сочи – традиционной площадке для презентации инвестиционного и экономического потенциала России, завершившей работу 16 февраля. Два важнейших аспекта – законодательство в цифровой сфере и цифровизация как условие конкурентоспособности России на мировом рынке – обсуждались 16 февраля в рамках рабочих сессий «Цифровая экономика: проблемы и перспективы нормативного регулирования» и «Цифровизируйся или умри. Лучшие практики организации процесса цифровизации крупного бизнеса». В работе обеих принимал участие директор Фонда развития интернет-инициатив, председатель Наблюдательного совета Центра мониторинга НТР Кирилл Варламов.

В декабре 2017 года правительство России одобрило план подготовки нормативных документов по вопросам регулирования цифровой экономики, включающий более 50 пакетов законодательных мер, призванных снять ключевые барьеры на пути цифровизации страны. О том, все ли первоочередные меры предусмотрены планом и какие еще проблемы требуется решить, шел разговор на сессии «Цифровая экономика: проблемы и перспективы нормативного регулирования».

«Мы с самого начала нашей работы начали натыкаться на законодательные ограничения, и работа с законодательством стала одной из важнейших составляющих нашей деятельности, – говорит директор Фонда развития интернет-инициатив, председатель Наблюдательного совета Центра мониторинга НТР Кирилл Варламов. – И сейчас уже очевидно, что есть пять направлений фундаментальных изменений законодательства в цифровой сфере. Первое – это изменения принципов подтверждения подлинности состояния: не бумажка подтверждает подлинность, а запись в реестре, распределенном или централизованном. Второе – изменение способов идентификации: мы говорим об удаленной идентификации и биоидентификации. Третье – изменение способов выражения волеизъявления человека: не запись ручкой, а электронная цифровая подпись. Четвертое – легализация неодушевленных объектов, в том числе торговых роботов и беспилотных транспортных средств, и вопрос ответственности за их действия. И пятое – легализация новых объектов собственности: массивов данных, цифровых модулей, профилей пользователей и так далее».

При этом, по словам Кирилла Варламова, на сегодня «российское право – одно из лучших в мире с точки зрения структурирования сделок и договоренностей между инвесторами и предпринимателями». И, чтобы не трансформировать законодательство наугад, по его мнению, нужна серьезная практическая вовлеченность в любое законодательное изменение. «Необходим механизм так называемых «регуляторных песочниц», когда измененный процесс запускается в ограниченном объеме, идет наблюдение за тем, как реально работает новое законодательство, как реально работают компании и команды в этой сфере, и лишь затем регулирование распространяется на всю сферу, – уверен Кирилл Варламов. – Я говорю об этом, потому что мы на практике так и делаем. Любое законодательное изменение, которое мы предлагаем – а мы уже провели семь пакетов поправок, и еще четыре находятся в стадии прохождения, – начинается с того, что мы развиваем широкую общественную дискуссию, вовлекаем в нее бизнес и общественные организации, и такое обсуждение занимает у нас около года. Только после этого его можно вносить, и делать это смело, не боясь, что ты что-то сломаешь. Существуют разные форматы «регуляторных песочниц», но если мы хотим сделать 50 изменений в ближайшие два года, о чем тут говорилось, то нам необходимо изменение режима работы с законодательством».

В рамках сессии «Цифровизируйся или умри. Лучшие практики организации процесса цифровизации крупного бизнеса» речь шла о том, как с учетом утвержденной минувшим летом программы «Цифровая экономика Российской Федерации» создать необходимую инфраструктуру цифровой экономики в России. И здесь, по мнению Кирилла Варламова, вопросы правового регулирования тоже играют существенную роль: «Есть такая точка зрения, что существуют зоны, которые не надо регулировать – и для каких-то зон это действительно оправдано. А есть зоны, в которых, наоборот, неотрегулированность является стоп-фактором – например, телемедицина. До вступления с 1 января в силу принятого при нашем участии закона о телемедицине то, что вы со своим врачом обсуждали в переписке в мессенджере, было формально уголовным преступлением. А после принятия закона мы увидели вал компаний, которые стали инвестировать в развитие этой зоны».
Еще одна существенная проблема развития цифровизации в России, по мнению Кирилла Варламова, в том, что, если крупные компании не используют новые технологии, то рынок этих технологий не возникает: «Сколько бы мы не инвестировали в замечательные прорывные проекты типа блокчейна  или квантовых компьютеров, они так и останутся в засушенном состоянии – их невозможно бесконечно подпитывать государственными или частными инвестициями. И важно создать то, что мы называем замкнутым, или самодостаточным рынком, при котором в России появились бы крупные потребители, и потребление новых технологий приобрело бы массовый характер».

Мероприятие прошло в рамках реализации социально значимого проекта, организованного с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Архив

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь