Календарь событий

Январь 2018
ВС ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Российский рынок бытовой химии по-прежнему зависим от зарубежных технологий и сырья

Опубликовано: 18:00 / 03.03.2016
За минувший год российские производители стиральных порошков не смогли воспользоваться курсом на импортозамещение и отыграть у транснациональных компаний долю на внутреннем рынке. Он по-прежнему на три четверти принадлежит производителям моющих средств зарубежного происхождения. Как показывает исследование Центра мониторинга НТР, высокая зависимость отечественной химической промышленности от иностранного сырья и технологий не позволяет предложить покупателям качественный и доступный продукт.

Центр мониторинга НТР продолжает исследовать в рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения» ситуацию с обеспечением россиян социально значимыми товарами отечественного производства. Если ранее эксперты ОНФ изучали представленность товаров и покупательское поведение на рынках продовольствия и лекарств, то в этот они раз обратили внимание на производство и потребление моющих средств.

В рамках задач, поставленных президентом России по возвращению внутреннего рынка национальному производителю, необходимо, с одной стороны, обеспечить население страны необходимым количеством продукции, с другой – не допустить роста цен на потребительские товары. Предполагалось, что реализация программ импортозамещения должна была создать благоприятные условия для отечественных производителей, в том числе товаров повседневного спроса. Эксперты Центра мониторинга НТР совместно с исследовательским холдингом «Ромир» провели оценку, насколько ожидания совпали с реальной ситуацией, чтобы понять, есть ли альтернатива западным брендам, на примере стиральных порошков.

В 2014 г. в России использовали 130 млн л средств для мытья посуды и 600 млн кг средств для стирки. В итоге объем рынка чистящих средств составил 104 млрд руб., однако его 45% приходится на американскую компанию Procter&Gamble.

«Российский рынок тех же стиральных порошков относится к числу отраслей, где преобладает импорт. И даже то, что многие западные производители уже давно имеют собственные производства в России, не отменяет их зарубежное происхождение. Миллиарды рублей продолжают утекать за границу вместо того, чтобы оставаться в российской экономике», – охарактеризовала ситуацию Анна Заборенко, руководитель Центра мониторинга НТР.

Как показывает исследование потребительского поведения 10 тыс. россиян в 52 городах страны, ожидаемого перераспределения сил на рынке стиральных порошков в прошлом году не произошло. Сейчас порядка трех четвертей внутреннего рынка поделено как раз между транснациональными гигантами, и безусловным лидером остается Procter&Gamble (США), занимающий 45% российского рынка. Ближайший отечественный преследователь – «Нэфис Косметикс» – занимает только 10%.

Среди конкретных наименований наибольшие доли имеют международные бренды Tide (15%), Persil (15%), Ariel (11%). Неплохие позиции занимают марки, некогда выпускавшиеся в России отечественными компаниями совместно с зарубежными производителями, – Losk (10%) и «Миф» (8%). Самый популярный российский порошок BiMax занимает 8%.

«В рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения» мы также решили проверить уровень представленности российских порошков на полках отечественных магазинов и зафиксировать цену на них, чтобы оценить уровень доступности отечественных моющих средств», – сказала Анна Заборенко.

Общественные активисты посетили 273 магазина в 30 регионах России. По итогам мониторинга выяснилось, что в 81% магазинов на полках представлено не более двух видов российских порошков, и только один магазин, расположенный в Калужской области, смог предложить покупателям пять видов сразу. При этом наименьшим разнообразием может «похвастаться» Крымский федеральный округ: здесь количество стиральных порошков в одном магазине ни разу не превысило двух видов одновременно.

Максимальная доля (70%) представленности в магазинах среди отечественных стиральных порошков принадлежит все тому же моющему средству BiMax, которое можно отнести к категории дорогих. На этот порошок зафиксирована максимальная цена в 193 руб. 80 коп.

«Анализ стоимости показал, что в этой категории наши чистящие средства далеко не всегда оказываются конкурентоспособны. Средняя цена российского стирального порошка — 62 руб. за 400 гр. Это выше стоимости ряда порошков, произведенных транснациональными компаниями», – отметила Заборенко.

В Центре мониторинга НТР отмечают, что снизить цену мешает значительная доля импорта в себестоимости продуктов. Например, на иностранное сырье (поверхностно-активные вещества, ПАВ – основной компонент для изготовления моющих средств) может приходиться до 40%, при этом выпуск продукции осуществляется на импортном оборудовании. Производители чистящих средств отмечают, что, несмотря на высокий спрос, качество продукции российского химпрома – крайне низкое, и в косметике ее применять никак нельзя. Основную проблему эксперты видят в том, что в России банально отсутствует опыт разработки и производства ПАВ.

«Емкость российского рынка ПАВ – 100 млрд руб. в год, а область применения этих веществ крайне широка. Это не только косметика и производство моющих средств. Это и нефтедобыча, и металлообработка, и сельское хозяйство. Это прекрасные возможности для реализации импортозамещения. Однако для создания качественных и безопасных ПАВ необходимо строительство новых заводов и восстановление утраченных технологий», – заявила Анна Заборенко.

Мониторинг импортозамещения в части обеспечения населения социально значимыми товарами (продукты питания, лекарства и товары повседневного спроса) показывает по всем отраслям схожие системные проблемы по всей длине производственной цепочки. Во-первых, отсутствие собственной «сырьевой базы». Российский производитель во многих отраслях сильно зависит от зарубежного семенного фонда, субстанций для производства лекарств, компонентов для создания моющих средств. Это основа основ, именно от этого зависит качество отдельных продуктов и уровень самообеспечения и безопасности страны в целом. Во-вторых, отсутствие оригинальных и передовых технологий разработки и производства продукции. Это основная причина, сдерживающая развитие российских индустрий. К сожалению, отечественная промышленность за текущие два года активного импортозамещения так и не смогла сформировать «заказ на науку», а устаревшая научно-техническая база не позволяет в быстрые сроки перевооружить предприятия, повысить урожайность и создать инновационные препараты. В-третьих, целый блок проблем, связанный с ростом стоимости конечного продукта из-за несовершенства технологий хранения, продажи и доставки. Например, повсеместное внедрение ИТ-решений, созданных для автоматизации производства и оптимизации логистики, в традиционных отраслях экономики сможет существенно сократить себестоимость товаров.

Анализу описанных системных проблем будет посвящен общественный доклад о состоянии и перспективах производства и потребления отечественных товаров, который Центр мониторинга НТР готовит в рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения». Данный проект призван оценить уровень влияния импортозамещения на обеспеченность населения всем, что необходимо каждому россиянину в первую очередь, – продуктами питания, лекарствами, непродовольственными товарами повседневного спроса.